55 правил Рона Кларка для успеха в обучении каждого ребёнка

Автор Рон Кларк
Автор перевода с английского Кирилл Карпенко

Данные правила разработал американский педагог Рон Кларк. Они описаны им в книге «The Essential 55: An Award-Winning Educator’s Rules For Discovering the Successful Student in Every Child», которая стала бестселлером в США.

Правило 1

Отвечать взрослому следует, говоря: «Да, мэм» или «Нет, сэр». Любая другая форма неприемлема.

Правило 2

Создавайте контакт глазами. Когда кто-то говорит, смотрите на него всё время. Когда кто-то комментирует, повернитесь и посмотрите в лицо этому человеку.

Правило 3

Если кто-то из класса побеждает в игре или делает что-то хорошо, мы поздравляем его. Мы будем аплодировать ему по меньшей мере 3 секунды и максимально громко.

Правило 4

Во время дискуссии мы уважаем комментарии других учеников, их точку зрения и идеи. Когда это возможно, мы говорим: «Я согласен с Юлией, и я так же чувствую…» или «Я думаю, что Виктор сделал замечательное наблюдение, которое заставило меня понять…» или «У Максима интересная точка зрения…»

Правило 5

Если вы победили или сделали что-то хорошо — не хвастайтесь. Если вы проиграли — не показывайте гнев. Вместо этого скажите что-то вроде: «Мне понравился конкурс, я с нетерпением жду возможности сыграть ещё раз», или «Хорошая игра». Или просто ничего не говорите. Когда вы демонстрируете гнев или сарказм словами «Я играл не в полную силу» или «Ты не так хорош на самом деле», — вы показываете свою слабость.

Правило 6

Если в разговоре вам задают вопрос, вы должны тоже задать подобный вопрос в ответ:

— Как провёл выходные?

— Здорово! Ездили с родителями по магазинам. Чем вы занимались на выходных?

Это вежливый способ показать собеседнику, что он интересен вам не меньше, чем вы ему.

Правило 7

Когда вы кашляете, или чихаете, или у вас отрыжка, нужно повернуть голову от остальных и прикрыть рот раскрытой ладонью (не кулаком). После этого вы должны сказать: «Извините».

Правило 8

Не чмокайте губами, не закатывайте глаза и не демонстрируйте неуважение жестами.

Правило 9

Всегда благодарите, когда я даю вам что-либо. Если вы не скажете: «Спасибо!», — в течение 3 секунд после того, как получили что-то, я возьму это обратно. Не показать свою признательность непростительно.

Правило 10

Когда вы получаете что-то, никогда нельзя оскорблять подарок или дарителя, в том числе намёками, что подаренная вещь не является ценной.

Правило 11

Удивляйте окружающих какими-то неожиданными поступками доброты. Совершайте их хотя бы раз в месяц.

Правило 12

Иногда мы оцениваем тетради друг друга. Когда вы оцениваете тетрадь другого ученика и выставляете неправильную оценку (выше или ниже заслуженной), тогда разница между правильной оценкой и выставленной вами будет вычтена из оценки за вашу работу.

Правило 13

Когда мы читаем вместе в классе, вы должны следить за текстом. Если я называю вас, вы должны точно знать где мы читаем и начать читать с этого места сразу.

Правило 14

Отвечать на письменные вопросы нужно полными предложениями. Например, если вас спрашивают: «Какой город является столицей Франции?», — вы должны ответить: «Столица Франции город Париж». Также в беседе важно отвечать полными предложениями, проявляя уважение к вопросам человека. Например, если собеседник спрашивает: «Как дела?», — вместо короткого ответа: «Хорошо», — нужно ответить: «У меня дела в порядке, спасибо. Как ваши дела?»

Правило 15

Время от времени я буду награждать учеников за хорошее поведение, успехи в учёбе и другие действия, достойные похвалы. Если вы однажды спросите меня о награде — вы её не получите. Это грубо, просить о поощрении за хорошее поведение. Вы должны быть хорошими и стараться стать лучше, только для того, чтобы стать лучше, а не потому, что ожидаете за это награду. Обычно я награждаю каждого ученика, набравшего 100 баллов по тесту. Если вы набрали 100 баллов и спросили о поощрении за это — никто из набравших 100 баллов не получит награды.

Правило 16

Домашнее задание будет даваться каждый день по каждому предмету каждому ученику без исключений. Вы должны его выполнять.

Правило 17

Когда мы переходим от одного предмета к другому, изменение будет быстрым, спокойным и упорядоченным. Мы будем последовательно переходить от одной книги к другой полностью, со всей домашней работой и необходимыми материалами так быстро, как это только возможно. Достаточное количество времени на переход составляет 10 секунд, и мы будем стремиться сделать это за 7 секунд.

Правило 18

Вы приложите все усилия для того, чтобы быть настолько организованными, насколько это возможно.

Правило 19

Когда я задаю домашнюю работу, не должно быть стонов и жалоб. Иначе я удвою домашнюю работу.

Правило 20

Когда с вами занимается другой учитель, вы должны следовать тем же правилам, которые выполняете со мной. (Я знаю, что это трудно, однако это важно.)

Правило 21

Мы будем следовать определённому протоколу работы в классе. Мы будем организованы, эффективны и сосредоточены на задаче. Чтобы выполнить это, мы будем следовать двум принципам:

Не покидать своё место без разрешения. Исключение: если вы не здоровы, можно выйти немедленно.

Не говорить пока вы не поднимите руку, и я не назову вас. Я задам вам вопрос, и вы ответите.

Правило 22

Вы можете принести бутылку воды и поставить её на свой стол. Не спрашивайте у меня разрешения взять воду во время урока. У вас даже может быть еда на столе, если другие этого не видят, и я не слышу, что вы едите её.

Правило 23

Быстро выучить имена всех учителей в школе и приветствовать их, говоря, например: »Доброе утро, мистер Грэхэм» или «Добрый день, миссис Ортиз. Какое красивое платье.» (Примечание: когда вы на уроке или на построении со всем классом, вам не позволяется говорить с учителями в это время, потому что здесь действует правило молчания. Говорить с учителями можно, когда вы входите в школу или выходите из неё, на перемене, когда выполняете поручение или переходите в другой класс.)

Правило 24

Смывать в туалете и мыть руки после посещения уборной. В общественном туалете взять бумажное полотенце до мытья рук. Когда руки вымыты, используя бумажное полотенце, закрыть кран и нажать на диспенсер для получения другого полотенце, которым вытереть руки. Или с помощью бумажного полотенца нажмите кнопку для включения сушилки. Последнее, что вы хотите сделать, это прикасаться чистыми руками к местам, до которых другие дотрагивались грязными руками.

Правило 25

К нам в школу часто приходят посетители. Если кто-то будет посещать наш класс, то я отправлю двух учеников к главному входу в здание. У вас будет знак приветствия гостя. Когда наш посетитель прибудет, вы пожмёте ему руку, представитесь и поприветствуете в нашей школе. Вы проведёте небольшую экскурсию по школе, прежде чем приведёте гостя в класс.

Правило 26

Не занимайте места в столовой. Если кто-то хочет сесть, позвольте ему сесть. Не пытайтесь кого-то не пустить за свой стол. Мы — семья, и мы должны относиться друг к другу с уважением и добротой.

Правило 27

Когда я или другой учитель проводит воспитательную беседу с учеником, не глазейте на этого ученика. Вы не хотите, чтобы на вас смотрели другие обучающиеся, когда вам делают выговор, поэтому и вы не смотрите на других в этой ситуации. Если вам делает замечание учитель, то не выражайте гнев или беспокойство ученикам, которые смотрят на вас. Сообщите мне об этом, и я улажу ситуацию.

Правило 28

Если у вас есть вопросы о домашнем задании, вы можете позвонить мне. Если я не отвечаю на телефонный звонок, пожалуйста, оставьте сообщение в такой манере: «Здравствуйте, мистер Кларк, это __________. Мне нужна помощь с ___________ домашней работы. Вы можете перезвонить мне до ___:00. Спасибо.» Нет необходимости оставлять это сообщение четырнадцать раз.

Правило 29

Несколько правил, относящихся к поведению за столом. Я называю их азбукой этикета.

A. Когда вы садитесь за стол, сразу положите салфетку себе на колени. Если столовые приборы завёрнуты в салфетку, то разверните их и положите салфетку на колени.

B. Когда вы закончили приём пищи, положите салфетку на стол слева от своей тарелки. Положите её не складывая, потому что использовать повторно её не будут. Комкать её тоже не нужно, потому что вы не хотите выглядеть неопрятными. Никогда не оставляйте салфетку на стуле. Это означает, что салфетка слишком грязная, чтобы оставить её на столе. В некоторых культурах оставление салфетки на стуле является способом сообщить, что вы не намереваетесь возвращаться в этот ресторан снова.

C. Никогда не ставьте свои локти на стол.

D. Ешьте одной рукой. Исключением является разрезание блюда или намазывание хлеба. Никогда не берите вилку в одну руку и стакан в другую.

E. Не облизывайте свои пальцы. Чтобы очистить пальцы, используйте салфетку.

F. Не жуйте шумно и не чмокайте губами.

G. Не жуйте с открытым ртом.

H. Не разговаривайте с полным ртом. Сначала проглотите пищу и только после этого говорите.

I. Если что-то застряло у вас в зубах, не нужно извлекать это. Сначала зайдите в уборную и там очистите зубы.

J. Не чавкайте.

K. Не играйте с едой.

L. Если вы уронили вилку, салфетку или что-то ещё на пол, не поднимайте их. Это очень неприлично и не гигиенично класть на стол предметы с пола. Если вы подняли упавшую вещь, то передайте её официанту, извинитесь и вымойте руки, прежде чем продолжить приём пищи. Лучше всего в этой ситуации попросить официанта заменить вещь, оставив упавшую на полу.

M. Вы пользуетесь столовыми приборами для еды почти всегда. Вот десять типов блюд, которые вы можете есть руками: пицца; бекон; печенье; хлеб; кукуруза на початке; хот-дог, гамбургер и сэндвич; картофель фри и чипсы; жареная курица; спаржа; мелкие фрукты, виноград, яблоки, апельсины, морковь и др.

N. Никогда не протягивайте руки над чьей-то тарелкой. Вы должны сказать: «Передайте соль, пожалуйста».

O. Никогда не начинайте есть со своего подноса, пока вы не сели за стол.

P. Когда вы едите в ресторане, не начинайте есть пока другие люди за вашим столом не получат свой заказ.

Q. Вы никогда не должны жаловаться, если очередь слишком длинная, еда не очень хорошая или её приходится ждать. Вы не хотите быть недовольными и мешать удовольствию других людей на мероприятии.

R. Если вы не уверены какие приборы нужно использовать, то начните с вилки, ножа или ложки, которые лежат дальше всего от вашей тарелки. Слева будет вилка для салата, затем, ближе к тарелке вилка для обеда. Справа будет ложка для супа. Рядом будет чайная ложка, потом нож для салата и обеденный нож. Приборы на вашей тарелке нужно использовать для десерта.

S. Когда вы закончили есть, не толкайте тарелку от себя. Оставьте её на том же месте. Если вы хотите показать, что закончили есть, положите вилку и нож вместе друг на друга по диагонали на тарелку. Положите вилку зубцами вниз, а нож остриём вниз. Вилка должна быть к вам ближе, чем нож.

T. Никогда не кладите столовые приборы, которыми вы пользовались обратно на стол. Оставьте из на тарелке или блюдце.

U. Если вы не использовали какую-то посуду, не нужно класть её на тарелку или блюдце. Просто оставьте их на месте.

V. Всегда смотрите официанту в глаза, когда делаете заказ, задаёте вопрос или благодарите.

W. Когда официант представляется вам, запомните его имя. Обращайтесь к нему всегда по имени на протяжении всей трапезы.

X. Если вам нужно пойти в уборную, вы должны встать и сказать: «Извините», — когда покидаете стол.

Y. Когда вам предлагают десерт или спрашивают, какой соус вы хотели бы к вашему салату, лучше всего уточнить: «Из чего я могу выбрать?». Так вы избежите ситуации, когда будете называть продукты, которых нет в ресторане.

Z. Никогда не разговаривайте с официантами или официантками, как со слугами. Обращайтесь с ними уважительно и доброжелательно и помните, что это они приносят вам еду. Вы не хотите столкнуться с плохой стороной официанта.

Правило 30

После приёма пищи мы убираем за собой. То есть очищаем стол, проверяем, чтобы не осталось мусора на полу и вокруг стола.

Правило 31

Когда мы останавливаемся в гостинице, уместно оставить чаевые на подушке для работников отеля, ответственных за уборку комнаты после нашего пребывания. Два или три доллара за ночь подходящая сумма, в зависимости от стоимости номера.

Правило 32 

Когда мы едем в автобусе, мы всегда сидим лицом по направлению движения. Мы никогда не поворачиваемся кругом, разговаривая с другими учениками, не приклеиваем ничего на окна и не покидаем своё место. Когда мы выходим из автобуса, мы всегда благодарим водителя и желаем ему хорошего дня.

Правило 33

Когда мы посещаем разные места, мы встречаем разных людей. Когда я представляю вас людям, убедитесь, что вы запомнили их имена. Когда мы уходим, пожмите этим людям руки и поблагодарите, называя их по имени.

Правило 34

Всякий раз, когда вам предлагают угощения, в буфете или в классе, никогда не берите больше, чем вам полагается. Вы не хотите быть жадными и проявить неуважение к другим, не оставив достаточно для них.

Правило 35

В школе или в поездке, если кто-то что-то роняет, поднимите это и отдайте уронившему. Даже если он ближе к этой вещи. Это жест вежливости.

Правило 36

Придержите дверь. Если дверь открывается «на себя», то откройте дверь, встаньте сбоку и пропустите другого человека вперёд, затем, проходите сами. Если дверь открывается «от себя», то придержите её, когда пройдёте.

Правило 37

Если кто-то врежется в вас, даже если это не ваша вина, скажите: «Извините».

Правило 38

Правило «Тихий, как мышь». Когда мы на экскурсии, мы не говорим внутри здания. Мы заходим в помещение так тихо, что никто даже не заметит, что мы вошли. Это правило применяется внутри любого людного места, например, кинотеатр, церковь, театр.

Правило 39

Когда мы на экскурсии, следует сделать какой-то комплимент месту, которое мы посещаем. Например, если мы посещаем какой-то дом, было бы здорово сказать хозяевам, что у них милые занавески. Люди всегда чувствуют неловкость, когда их дом посещают гости, поэтому вам следует позаботиться, чтобы владельцы чувствовали себя раскованней. Когда мы посещаем музей или театр, будет здорово сказать, как прекрасна архитектура.

Правило 40

Во время собрания не говорите, не смотрите по сторонам и не пытайтесь привлечь внимание своих друзей из другого класса.

Правило 41

Когда вы отвечаете на вызов домашнего телефона, вы должны делать это в подходящей манере. Скажите: «Здравствуйте! Это дом Кларков». Собеседник спросит, дома ли нужный ему человек, и вы ответите: «Да, он здесь. Могу я узнать кто звонит? Подождите, пожалуйста, я позову его». Затем, включите беззвучный режим или прикройте микрофон рукой и скажите соответствующему человеку, кто его вызывает к телефону.

Правило 42

Когда мы возвращаемся с экскурсии, вы должны пожать мне руку, как и всем учителям. Вы должны поблагодарить нас за то, что мы нашли время свозить вас на экскурсию, и вы должны дать знать, что вы цените эту возможность. Я не стремлюсь получить от вас благодарность; для меня важно научить вас правильно выражать признательность, когда кто-то отложил свои дела, чтобы помочь вам.

Правило 43

Правило «Стоим справа, идём слева». Когда мы поднимаемся на эскалаторе, мы стоим по правой стороне. Так мы даём возможность людям, которые торопятся, подняться по левой стороне эскалатора. Когда нам нужно войти в лифт, в подземный переход или просто в дверной проем, мы подождём, пока другие выйдут, прежде чем войдём сами.

Правило 44

Когда мы выстроились в линию и идём единой колонной, нужно держаться на одном-двух шагах от идущего перед вами. Руки по бокам, лицо смотрит вперёд. В это время не должно быть никаких разговоров.

Правило 45

Никогда не нарушайте очередь. Если кто-то пройдёт без очереди перед вами, ничего не говорите и не делайте. Пусть так и будет, но дайте мне знать об этом. Я разберусь с этой ситуацией. Если вы начнёте ссору с тем, кто нарушил очередь, то проблемы будут и у вас. Оно того не стоит, просто сообщите мне о случившемся. Так же нужно поступать, если ситуация возникла с ребятами из других классов: сначала сообщите мне, прежде чем предпринимать что-то самим.

Правило 46

Когда мы посещаем кинотеатр, не должно быть разговоров ни при каких обстоятельствах. Не важно, насколько хорош фильм и что вы хотите сказать соседу, вы не должны ничего шептать во время показа! Не ставьте ноги на кресло перед собой. Если вы едите во время фильма, то делать это нужно настолько тихо, насколько возможно. Если вы купили конфеты, распакуйте и приготовьте их до начала фильма. Открытие обёртки конфет во время фильма очень раздражает окружающих. Также очень грубым является использование сотового телефона или оставление звукового сигнала не отключённым.

Правило 47

Не приносите чипсы в школу.

Правило 48

Если какой-то ребёнок в этой школе докучает вам, дайте мне знать. Я ваш учитель, я здесь, чтобы заботиться о вас и защищать вас. Я никому не позволю в этой школе запугивать вас или вызывать чувство дискомфорта. Поэтому я прошу не самим разбираться, а позволить мне заняться этим делом.

Правило 49

Отстаивайте то, во что верите. Вы не должны принимать никаких готовых решений, если ваше сердце и разум ведут вас в другом направлении, которое кажется вам верным.

Правило 50

Будьте позитивными и радуйтесь жизни. Некоторые вещи просто не стоят того, чтобы из-за них расстраиваться. Думайте о ваших перспективах и фокусируйтесь на том хорошем, что есть в вашей жизни.

Правило 51

Живите так, чтобы ни о чём не пришлось сожалеть. Если вы хотите что-то сделать — сделайте это! Никогда не позволяйте страху, сомнению или другим препятствиям встать на вашем пути. Если вы в чём-то нуждаетесь — сражайтесь за это со всей своей страстью. Если вы что-то хотите сделать — делайте это и не останавливайтесь пока не добьётесь своего. Делайте всё необходимое, чтобы реализовать свою мечту.

Правило 52

Смиритесь с тем, что вы будете совершать ошибки. Учитесь на них и продолжайте двигаться вперёд.

Правило 53

В любых обстоятельствах нужно быть честным. Даже если вы сделали что-то неправильное, лучше всего сообщить об этом мне, потому что я отнесусь к этому с уважением, и обычно я забываю все дисциплинарные меры в ответ на вашу честность.

Правило 54

Лови момент. Вы живёте сегодня только один раз, поэтому не стоит впустую тратить это время. Жизнь состоит из особых моментов, многие из которых происходят, когда осторожность выбрасывается на ветер, люди начинают действовать и живут одним днём.

Правило 55

Будь лучшим человеком, каким ты можешь быть.

Оставить комментарий