101 совет для родителей и учителей Рона Кларка

Знаменитый американский педагог Рон Кларк в книге «The End of Molasses Classes: Getting Our Kids Unstuck. 101 Extraordinary Solutions for Parents and Teachers» (на русском языке не издана) делится своим богатым опытом успешного обучения детей. Если в книге «55 правил» он описывает свои требования к детям, то в этой книге приведены его рекомендации для взрослых: учителей и родителей.

В книге описывается не только его опыт, но и опыт его коллег по Академии Рона Кларка — частной некоммерческой общеобразовательной школы для 5 — 8 классов в США. Также он включил в книгу письма учеников, родителей и учителей, посещавших мастер-классы в Академии Рона Кларка, с их впечатлениями от методов обучения автора.

Книга состоит из четырёх разделов:

Часть I. Ключевые принципы и ценности Академии Рона Кларка

Рон Кларк на гонорар за книгу 55 правил купил здание столетнего заброшенного завода в Атланте, штат Джорджия, и в 2007 году открыл в нём Академию Рона Кларка (АРК).

Это частная некоммерческая общеобразовательная школа для 5 — 8 классов. В ней обучается 120 детей. В каждом классе по 30 учеников. В 2019 году АРК объявила открытие 4-го класса. Штат сотрудников 30 человек.

Академия Рона Кларка также является тренинговой площадкой для учителей. За 10 лет АРК посетили более 50 тысяч педагогов для обмена опытом. Здесь не читают лекции о правильном обучении. В Академии Рона Кларка педагоги присутствуют на уроках, а потом обсуждают увиденное.

1. Учите детей верить в себя и не разрушайте их мечты. В наших воспитанниках заложен огромный потенциал. Наша ответственность – увидеть его, поощрять его развитие и дать детям знать, что мы без сомнения верим в их мечты.

В АРК представляют, что любой из их учеников станет президентом США. Шансов на это, конечно, не много. Но видеть в детях будущих президентов, бизнесменов и артистов не то же самое, что видеть в них всего лишь ребят с поведенческими и учебными проблемами.

2. Ученикам нужно ставить низкие оценки, если они не заслужили высокие. В АРК не ставят хороших оценок за старание. Отличные оценки ставят только за выдающиеся достижения. Уровень требований в АРК очень высокий, поэтому многие пятиклассники, которые были отличниками в прошлой школе, получают двойки и тройки. Их и их родителей такое положение вещей шокирует. Многие родители ошибочно полагают, что оценки отражают академические достижения. Но это не так. Нередко оценки отражают лишь нежелание учителя вызвать недовольство администрации и гнев родителей. Главная проблема в том, что многие родители предпочтут для детей хорошее образование с отличными оценками вместо выдающегося образования с удовлетворительными оценками.

Учителям следует согласовать свои требования и критерии оценок с администрацией школы. Затем нужно тщательно объяснить требования и условия выставления оценок ученикам и их родителям. Эти меры позволят избежать конфликтов при выставлении низких оценок.

3. Определите свои ожидания и затем поднимите планку. Чем больше вы требуете, тем лучше будет результат.

Ориентация на средних учеников логична, но ошибочна: одарённые дети начинают скучать и баловаться, и вся система образования становится посредственной. Требования учителя должны быть вызовом для талантливых детей и для всех остальных учеников. Нужно найти способы мотивировать обучающихся стремиться к высоким учебным достижениям. Это серьёзное испытание и для учителя: нужно приложить огромные усилия на поиск и реализацию новых методов обучения – весёлых и интересных. Педагоги должны верить, что такие способы обучения существуют.

4. Вдохновляйте других взрослых, которые влияют на жизнь наших детей. Родители, которые тратят время и силы, помогая ребёнку учиться, нуждаются в признании своего труда и благодарности за него. Поощрение учителей стимулирует родителей ещё больше помогать ребёнку в обучении.

5. Слушайте. Спрашивайте. Ученики, родители и учителя нуждаются в том, чтобы их выслушали и поняли. Выслушайте человека, не прерывая, поблагодарите за его слова и только после этого спокойно говорите.

6. Отдавайте всё, что у вас есть, детям даже если вы часто ничего не получаете взамен. Учителя тратят годы на обучение и поддержку учеников, а потом эти дети уходят. Очень редко педагоги получают удовольствие услышать искренние слова благодарности от ребёнка. Мы должны любить и поддерживать детей не ради благодарности, а потому что мы любим их и это правильно.

7. Знакомьтесь с жизнью учеников вне школы. Выстраивание отношений с детьми основа успешного обучения. Это не значит, что учитель должен быть другом или приятелем ученикам. Учитель – это учитель. Но педагог и не должен быть просто должностным лицом. Периодически учитель должен выступать в роли советника, наставника, а иногда даже родителя.

Однажды Рон Кларк посетил нешкольные спортивные соревнования, в которых участвовал обучающийся АРК с выраженными проблемами в поведении. Ученик был тронут персональным вниманием учителя. Это был переломный момент. С тех пор ребёнок стал лоялен требованиям школы и дисциплинарные нарушения быстро сошли на нет.

8. Делайте бескорыстный вклад в успех всей команды. В АРК родители охотно откликаются на просьбы помочь в организации любых мероприятий. Учителя с радостью помогают друг другу и родителям. Мы должны протягивать коллегам руку помощи: от этого выигрывают дети.

9. Сделайте это. Не оправдывайтесь! Найдите способ добиться успеха! Если вы тратите время на оправдания, то вы упускаете время на поиск решения. Если что-то не получается попросите совета.

10. Будьте превосходны! Мы не можем требовать от детей стремления к совершенству, если не стремимся к нему сами.

Не сплетничайте, не опаздывайте, не спорьте по мелочам, пишите без грамматических ошибок, говорите без орфоэпических ошибок, носите опрятную глаженую одежду.

В АРК всегда задаются вопросами о совершенстве. Можно ли сделать то, что мы делаем, лучше? Как можно использовать сложившуюся ситуацию для создания особого момента? Мы приготовились к любой проблеме, которая может возникнуть? Мы сделали всё, что могли, чтобы выполнить это превосходно?

11. Создавайте моменты, которые будут иметь долгосрочное влияние на жизнь детей. Во время путешествия в Нью-Йорк с пятиклассниками Рон Кларк смог договориться о размещение фотографий детей на самом большом электронном билборде на Таймс Сквер. Дети были шокированы, увидев себя на огромном экране в центре Нью-Йорка.

На учеников не меньшее впечатление производит публикация информации о них в местной газете или на местной радиостанции.

12. Создайте атмосферу любви к обучению. Мы, взрослые, должны быть любознательными. Мы должны демонстрировать детям, что постоянно учимся, что обучение длится всю жизнь, что мы любим учиться.

13. Заботьтесь о детях, как о своих собственных. Рон Кларк часто задаёт себе вопрос: «Как бы я хотел, чтобы поступил другой учитель в этой ситуации, если бы это был мой ребёнок?»

14. Требуйте от себя быть настолько инновационным, насколько вы даже представить не можете.

Двухэтажный голубой слайдер. АРК, возможно, единственная школа в мире, в которой есть настоящий аттракцион.

В холле АРК размещён настоящий аттракцион: голубой слайдер, по которому люди скатываются со второго этажа. Было не просто придумать эту идею, но ещё сложней было найти страховую компанию, которая согласилась застраховать эксплуатацию аттракциона в общеобразовательной школе.

15. Выучите имя каждого учителя, ученика, родителя, администратора и члена попечительского совета. В АРК все сотрудники и ученики в конце учебного года сдают экзамен на знание имён пятиклассников, которые придут в школу в следующем учебном году. Одна ученица после первого дня пребывания в АРК сказала: «Я умерла и попала в школьный рай», – потому что там все ей были рады и все знали, как её зовут.

16. Используйте музыку, чтобы возбуждать, мотивировать и вдохновлять. Мы все любим музыку. Нужно найти способы использовать возможности музыки в обучении.

Во время выборов президента США в 2008 году Рон Кларк учил детей разбираться в программах кандидатов. Итогом изучения стало сочинение и исполнение песни, содержащей программы Обамы и Маккейна. Через YouTube, а затем телевидение, песня детей стала очень известна в Америке.

17. Знайте своих учеников. Расовые, этнические, половые, религиозные, имущественные и многие другие особенности имеют значение в нашем обществе. Учитель это должен знать и учитывать.

Почти все обучающиеся АРК афроамериканцы. Когда они стали настоящими звёздами YouTube с песней про выборы, они столкнулись с обратной стороной славы – ненавистью. Под видео некоторые писали расистские оскорбительные комментарии. Для детей это была трагедия.

18. Не позволяйте возможностям проходить мимо вас, даже если время, деньги и другие обстоятельства не совсем благоприятны. Иногда педагоги должны приносить жертвы и рисковать, чтобы воспользоваться каким-то особым моментом, который может способствовать развитию учеников.

19. Сделайте обучение волшебным. Чем дольше дети воспринимают уроки в негативном свете, тем больший вред им наносится. Мы должны предпринимать решительные меры, чтобы оживить обучение и зажечь страсть к познанию в сердцах учеников.

Рон Кларк устраивал целые загородные перформансы, по мотивам художественных произведений, изучаемых в школе, чтобы дети полюбили эти книги и чтение в целом.

20. Учите детей, что добро, которое вы делаете в мире, возвращается к вам.

Перед путешествием в ЮАР Рон Кларк поручил детям прочитать объёмную автобиографию Нельсона Манделы «Долгий путь к свободе». А во время самой поездки они работали волонтёрами в детском доме для детей с ВИЧ. Когда они ненадолго зашли в музей Гектора Питерсона, туда неожиданно приехал Нельсон Мандела. Ученики Рона Кларка смогли несколько минут общаться с этим легендарным человеком. Обучающиеся АРК заслужили такую удачу.

21. Научите детей уверенному поведению в любых ситуациях. Это критически важный навык в жизни любого человека.

В АРК проводят особый квест «Невероятное рукопожатие» («Amazing Shake»), на разных станциях которого детям нужно подойти к специально приглашённому взрослому, представиться и пожать руку. За каждый этап им начисляют от 1 до 100 баллов. Ситуация осложняется тем, что кто-то из этих взрослых разговаривает по телефону, у кого-то перебинтована правая рука, кто-то в инвалидном кресле. Потом ученикам объясняют, как нужно было себя вести в каждой из ситуаций, чтобы получить 100 баллов. Особенно подчёркивают, что рукопожатие должно быть твёрдым, что нужно смотреть в глаза, улыбаться, получать удовольствие от себя самого и от общения с незнакомым человеком.

22. Живите без страха. Живите полной жизнью. Когда мы совершаем смелый поступок, обычно худшее, что происходит, – это очень хорошая история.

Можно прийти в класс в историческом костюме, изменить свой голос, чтобы он звучал как персонаж в романе, петь песню, читать рэп об изучаемой теме или даже встать на голову, если это поможет ученикам добиться выдающихся результатов. Мы должны показать нашим детям, что нас не волнует, что о нас думают другие, и мы сделаем все, чтобы помочь им добиться успеха. Если мы даём им понять, что мы обеспокоены тем, что они думают о нас, мы подаём плохой пример: дети тоже начинают жить с оглядкой на мнение окружающих, они начинают жить в страхе.

23. Любите то, что любят ваши ученики, даже если это сериалы «Ранетки» и «Смешарики» или игра Helix Jump. Это позволяет сблизиться с детьми.

Рон Кларк украсил однажды туалет для девочек фотографиями самых популярных среди них актёров и певцов. Восторгу и благодарности учениц не было предела.

24. Создавайте прочные традиции.

Например, в Академии Рона Кларка на одном из телевизоров в холле школы демонстрируется слайд-шоу с фотографиями выпускников. Ученики знают, что после окончания школы их лица тоже будут сверху смотреть на новых ребят. Это одна из многих традиций.

Часть II. Роль родителей в успехе ребёнка

Советы Рона Кларка родителям

Будьте готовы к долгому пути, если хотите, чтобы ваш ребенок преуспел. Только тяжёлый труд может привести к успеху. Родители должны подавать пример своим детям: еженедельно читать, смотреть образовательные каналы вместо популярных передач, обсуждать с детьми по дороге в школу учебный материал вместо прослушивания музыки, просматривать всю домашнюю работу (но не делать её за ребёнка).

Не будьте родителем-вертолётом. Вы не можете спасать своё чадо постоянно. Современные дети и молодёжь более инфантильны, чем 30-50 лет назад, они дольше живут с родителями, дольше зависят от родителей. Современные родители чрезмерно опекают своих детей. Это неправильно: нужно приучать детей к самостоятельности и ответственности.

Осознайте силу благодарности учителям. Если у вашего ребёнка ужасный учитель: сделайте этому педагогу какой-нибудь подарок. Ваша признательность заставит учителя работать лучше.

Напоминайте детям об их благословении жить в развитом обществе, иметь возможность учиться и пользоваться материальными благами. Подчёркивайте ценность сильной трудовой этики.

В Академии Рона Кларка (АРК) всем детям выдают толстовки со школьной символикой. Они достаются детям даром, поэтому особо не ценятся. Но ещё каждую пятницу проходит церемония награждения лучших учеников курткой со школьной символикой. Эта награда вручается ученикам, если за неё проголосовали все учителя школы и если ребёнок упорно трудился, добился высоких результатов и безупречно себя вёл. Некоторые ученики никогда не получают эту награду. Многие дети работают для получения куртки неделями и месяцами. Поскольку это поощрение достаётся ученикам чрезвычайно трудно, обычно они рыдают, получая куртку, а вся школа ликует.

Пресекайте проявления неуважения, грубости и недисциплинированности в зародыше. Иначе мелкие огорчения могут перерасти в большие проблемы. Подчинить семилетнего ребёнка гораздо легче, чем тринадцатилетнего. А привыкшего к безнаказанности подростка уже сложно поставить в какие-то рамки.

Не давайте вашему ребёнку игровую приставку, если вы не готовы стать тюремным охранником. Даже если ребёнку разрешают играть только после выполнения всех уроков и только при условии, что все оценки у него отличные, компьютерные игры обедняют его опыт и личность.

Покажите детям, как учиться; не ожидайте, что это придёт само собой. Родители должны помочь детям освоить и применять простые техники обучения: пересказывать прочитанный материал другим людям или самим себе, конспектировать, выделять важные места в тексте разными цветами, использовать флэш карточки с вопросом на одной стороне и ответом на другой.

Поймите, что иногда даже очень хорошие дети лгут. Когда учитель сообщает вам о проступке ученика, никогда не спрашивайте ребёнка, правда ли это. Такой вопрос оскорбителен в отношении учителя. Учитель говорит правду, потому что у педагога нет мотива лгать. А ребёнок с помощью лжи может пытаться избежать наказания за свой проступок.

Будьте терпеливы. Нередко бывает, что ребёнок, испытывающий большие трудности в обучении в начальной и средней школе, позже получает высшее образование и хорошую работу. Для достижения успеха главное не сдаваться, запастись терпением и усердно трудиться.

Вы должны видеть потенциал в каждом ребёнке. Дети становятся теми, кого мы видим в них. Если вы регулярно говорите ребёнку, что он неряха или не имеет способностей к математике, то он поверит и будет считать себя на всю жизнь неряхой и неспособным к математике. Избегайте негативных ярлыков. Программируйте детей позитивным образом: говорите им, какие они умные, способные, добрые и заботливые, – и они станут такими, они будут стараться соответствовать вашим ожиданиям.

Подчёркивайте силу слов. Расширяйте словарный запас ребёнка.

Не будьте двуличными родителями. Говорите учителям то же, что говорите другим про учителей. Любые вопросы и проблемы нужно открыто обсуждать и совместно решать.

Часть III. Создавайте правильный климат и культуру

Советы Рона Кларка учителям

Приветствуйте учеников и их семьи в школе стильно! В Академии Рона Кларка (АРК) новых учеников встречают как звёзд шоу-бизнеса: для них расстилают красную дорожку, их фотографируют и встречают аплодисментами.

Верьте, что каждый ребёнок может учиться, независимо от этнической принадлежности, ограниченных возможностей здоровья, эмоциональных и поведенческих проблем или экономического положения семьи. Взрослые должны видеть скрытые дарования детей.

Открой двери школы родителям. В Академии Рона Кларка во время ежегодного дня открытых дверей родители с 08:00 до 16:00 учатся вместе с детьми.

Учителя всегда должны быть в строгой деловой одежде. Причин на это множество, в частности, дети охотнее подчиняются учителю в строгом костюме. Профессионалы должны одеваться как профессионалы.

Учителя Академии Рона Кларка в строгой деловой одежде

Максимально используйте каждую минуту! В образовании нужна срочность! Важно не только количество учебных часов, но и их качество. Следующие семь советов способствуют созданию ощущения важности каждого мгновения в школе в глазах учеников.

Не делайте объявлений через школьные динамики во время уроков.

Не прерывайте урок учителя, чтобы доставить записку, задать вопрос или отвлечь класс.

Старайтесь не садиться, пока ученики находятся в классе. Учитель – это энергетическое ядро класса, когда учитель садится, жизнь уходит из кабинета.

Не пользуйтесь мобильными телефонами или компьютерами, пока учащиеся находятся в кабинете, если только устройство не является частью урока.

Задавайте домашнюю работу для дома, а не для школы.

В Академии Рона Кларка не бывает ситуации, когда весь классный материал пройдён и в оставшееся время урока ученики могут выполнять домашнюю работу. Урок не заканчивается никогда!

Учитель тоже должен делать свою домашнюю работу! Учитель должен учить и держать детей в активном состоянии каждый момент урока. В этом случае количество проблем с дисциплиной сокращается.

Начинайте каждый урок с огнём! Когда Рон Кларк видит приближающихся к его кабинету учеников, он запрыгивает на стол и начинает энергично объяснять учебный материал пустому кабинету… Когда дети заходят в класс, они спрашивают: «Мистер Кларк, что вы делаете?» Учитель отвечает: «Вы опоздали, поэтому я начал без вас». Дети думают, что Рон Кларк всегда учит, вне зависимости от того есть перед ним ученики или нет. Такая странность в поведении учителя вызывает у детей симпатию. Приём работает: дети всегда спешат на урок Рона Кларка, ведь урок уже начался!

Увеличьте профессионализм учителя вместо уменьшения размера класса. В АРК в каждом классе учится по 30 человек. Рон Кларк объясняет это очень просто: «Если я прикладываю огромные усилия для подготовки к урокам, то я предпочту, чтобы в классе было 30 человек, а не 12. Чем больше, тем веселей».

Установите электрический тон в Первый День. Среди мероприятий первого сентября в АРК стоит отметить церемонию распределения новичков – пятиклассников – по «домам». В Академии Рона Кларка подобно Хогвартсу из «Гарри Поттера» ученики случайным образом распределяются по четырём «домам». Между «домами» идёт соревнование в течение года. Дети получают баллы за учебные и внеучебные достижения, которые идут в копилку их «дома». У каждого «дома» свой герб, символика, девиз, цвет, название.

Ученик крутит колесо, которое определит его принадлежность к одному из «домов»

Не напоминайте постоянно о результатах теста. Мы должны перестать внушать нашим ученикам идею, что цель обучения — сдать тест. В Академии Рона Кларка ученикам внушают, что обучение – это весело, а приобретение знаний – это величайшее наслаждение в мире. Сотрудникам школы запрещено даже намекать на то, что целью обучения является успешное прохождение тестирования или рост баллов по тестам. На последней неделе обучения детям сообщают, что они сдадут некий тест. Это своеобразный школьный праздник, на котором ученики могут продемонстрировать всё, чему они научились за год. Поэтому дети должны постараться выполнить тест как можно лучше. Результаты стандартных тестов обучающихся АРК всегда гораздо выше средних результатов школьников США.

Откройте свой дом своим ученикам. Иногда в качестве поощрения лучшим ученикам Рон Кларк приглашает их к себе домой на ужин. В таком мероприятии обязательно должны участвовать несколько учителей.

Оставайтесь на связи. Номера телефонов родителей должны быть в контактах смартфона. У родителей и учеников должен быть номер телефона учителя.

Дайте детям шанс ответить и не сдаваться слишком рано. В Академии Рона Кларка, когда один ученик затрудняется с устным ответом, другим обучающимся запрещено поднимать руку и выражать нетерпение. В крайнем случае другие ученики могут выразить поддержку словами и аплодисментами. Рон Кларк задаёт наводящие вопросы и разбирает тему до тех пор, пока ученик, которому задан вопрос, не даст правильный ответ. Благодаря этому дети всегда собраны и внимательны, ведь ответить на заданный вопрос должен каждый.

Поймите, что дети должны двигаться! Регулярно обеспечивайте двигательную активность во время обучения.

Используйте песни на уроках, чтобы создать благоприятную, вдохновляющую, захватывающую среду! Исполнение куплета песни занимает всего 20 секунд, но дети заряжаются энергией и отдыхают. Это значительно увеличивает учебные достижения.

Встаньте на стол! Рон Кларк и другие учителя АРК часто ведут уроки, стоя на столе. Детям это нравится, а учителю позволяет видеть всё.

Рон Кларк часто ведёт уроки, стоя на столе

Найдите свою собственную Красную Кнопку: какой-то способ добавить искру энергии, веселья и изумления в класс. Рон Кларк, когда дети делают всё хорошо, включает музыку на 20 секунд. Это позволяет детям отдохнуть, потанцевать и повеселиться. Рон Кларк требует, чтобы дети менее чем за 1 секунду после такого веселья успокаивались и возвращались к работе. Благодаря многократным тренировкам дети приучаются успокаиваться менее чем за 1 секунду. Даже когда в столовой обедают все 120 обучающихся школы и Рон Кларк произносит кодовую фразу «Итак, хорошо!» обычным голосом, все мгновенно замолкают. Секрет такой дисциплины в том, что Рон Кларк чётко объясняет свои ожидания и тратит на тренировки столько времени, сколько нужно.

Научите детей гордиться историей своего народа. В Академии Рона Кларка большинство детей афроамериканцы. Им рассказывают об истории африканских стран доколониального периода, чтобы они понимали величие и достоинства своих предков.

Покажите детям примеры высокого мастерства в любой профессиональной сфере: актёры, певцы, спортсмены, инженеры, врачи и др., – чтобы детям было на кого и на что равняться.

Установите высокую планку для родителей. В АРК родители подписывают договор, по которому обязуются посещать родительские собрания, обеспечивать посещение ребёнком школы, поддерживать дисциплинарные требования школы и 40 часов в год безвозмездно отработать в школе (помогать в столовой, библиотеке и на различных мероприятиях). Родители выполняют все эти требования, потому что их попросили об этом и они видят, как усердно работают педагоги.

Используйте Удивительную Гонку, чтобы связать обучение с жизнью! Удивительная Гонка — это масштабный однодневный квест, включающий в себя множество заданий. Детей привозят из Атланты в Нью-Йорк, разбивают на группы по три человека с одним взрослым для безопасности. Дети получают конверт с первой подсказкой, затем, выполняя задание за заданием, ищут новые подсказки, передвигаются по городу на метро, такси и автобусах. Команды соревнуются друг с другом. В итоге за день дети получают массу впечатлений, ярких эмоций, знакомятся с достопримечательностями и музеями города и осознают, что для выполнения многих заданий им нужны знания из всех предметов школьной программы. Такой квест можно организовать в любом городе.

Любите своих восьмиклассников. Подростки стремятся к независимости. Но они всё ещё дети и очень нуждаются в нашей любви, принятии и внимании.

Не давайте детям второго шанса на тестировании и проектах. Всего одна возможность сдать тест мотивирует детей учиться усердней.

Поощряйте детей аплодировать друг другу. Когда детей приучают поддерживать друг друга на каждом уроке аплодисментами, в классе резко снижаются проявления агрессии.

Украсьте стены школы фотографиями детей. Это позволяет ученикам чувствовать себя комфортно и уютно.

Никогда не читайте речь по бумажке и не позволяйте это ученикам.

Установите контакт глазами с классом, с каждым учеником. Благодаря этому каждый ученик чувствует внимание учителя и прилагает больше усилий.

Перемещайтесь по кабинету на протяжении всего урока и никогда не оставайтесь в одном месте. Это делает атмосферу на уроке более энергичной.

Учите детей, а не доску. Даже когда учитель пишет на доске, он должен смотреть на класс. Делать это не очень легко, но научиться можно.

Покажите ту же энергию, которую вы ожидаете от своей аудитории. Дети любят взрослых полных энергии, страсти и воодушевления. В обществе таких взрослых они сами становятся энергичными, страстными и воодушевлёнными.

Улыбайтесь. Будьте позитивны и жизнерадостны всегда, какие бы неприятности ни происходили. Это настроение передаётся детям, и они становятся более приятными.

Никогда не позволяйте ученикам начинать высказывание с «Ммм», «Ну,» и других бессмысленных звуков или ошибочных грамматических конструкций. В АРК за правильностью речи следят не только на уроках английского языка, а повсеместно. Основным способом борьбы является остановка: ребёнок, которому указали на ошибку, мгновенно замолкает. Благодаря этому чёткость и правильность речи учеников АРК на очень высоком уровне.

Притворяйтесь. Если вы устали, огорчены или раздражены, то делайте вид, что вы счастливый, полный энергии и оптимизма учитель. Через несколько минут вы действительно начнёте это ощущать. Ваша энергия передастся детям, и они тоже будут вдохновлены.

Используйте барабан джембе. Каждый класс в мире нуждается в этом. В АРК у некоторых учеников под партой стоит барабан. Они стучат в него, когда класс аплодирует. Игра на барабанах приводит к огромному росту уровня энергии в классе и улучшает атмосферу.

Не обвиняйте учеников несправедливо. Если вы позволяете детям баловаться, то они будут баловаться. Это не вина учеников, это ответственность учителя. Расскажите детям о своих ожиданиях и добейтесь соблюдения своих требований. Ученики усвоят правила поведения, и ваша жизнь станет намного легче.

Поднимите своих учителей. Установите платформу высотой 25 сантиметров в передней части класса для учителя. Это поможет педагогу видеть всех учеников, создавать контакт глазами, удерживать внимание аудитории и контролировать детей.

Платформа для учителя помогает вести урок

Веселитесь. Не стоит воспринимать себя слишком серьёзно. Никто не хочет учиться или работать в скучной атмосфере. Все мы желаем быть среди людей, которые счастливы, смеются и довольны собой. Если мы такие, то дети будут тянуться к нам, хотеть быть среди нас. Чрезвычайно важно, чтобы взрослые показывали детям весёлую сторону жизни.

Научите родителей правильному обучению своих детей. Без домашней работы и помощи семьи высокие учебные достижения обучающихся почти невозможны. Многие учителя ограничиваются рекомендацией родителям больше заниматься с детьми или нанять репетитора. Рон Кларк же регулярно проводит вечерние школы для родителей. Он обучает родителей школьным предметам, методике преподавания, даёт ключи от тестов, чтобы родители смогли компетентно помогать своим детям. На обучение родителей нужно тратить время, но в итоге работа учителя становится гораздо легче. Учитель создаёт целую армию репетиторов, которые занимаются с его детьми и обеспечивают выдающиеся учебные достижения и высокие результаты тестов.

Часть IV. Работа за пределами класса

Советы Рона Кларка директорам школ

Стройте крепкие связи с родителями. Родители должны чувствовать себя частью процесса образования детей. Родители должны быть максимально вовлечение в школьную жизнь. Прочные связи с родителями позволяют легко решать многие проблемы. В АРК учителя посещают дома всех новых учеников. Родителей приглашают в школу на празднование Дня благодарения и в «знаменательный день». В эти дни они вместе ужинают, играют в разные игры, например, в «исчезающие стулья». Родителям, как и детям, позволяют сиять на публике, то есть они должны за короткое время подготовить и показать музыкальный номер.

Задайте трудный вопрос: «Какой вы хотите, чтобы школа была?» Рон Кларк и Ким Бирден на специальных ежегодных собраниях просят педагогов описать школу мечты. Учителя должны дать конкретные рекомендации по улучшению школы. Аналогичные вопросы задаются родителям. Родители и учителя озвучивают вполне разумные ожидания от школы, которые разделяет администрация. После этого персонал и родители несут свою долю ответственности за политику школы.

Также на специальных собраниях коллектив обсуждает действия в случаях различных дисциплинарных нарушений учеников. Принятые решения о дисциплинарных мерах обязаны выполнять все учителя.

Соедините родителей, учителей и членов сообщества вместе, чтобы создать «тематические дни» для школы. Например, в Академии Рона Кларка (АРК) проводили «День пиратов карибского треугольника», «Карнавал 1934 года», «Пирамиды Египта». Для таких дней школу полностью преображают, оформляя в соответствии с тематикой дня. Затем придумывают подходящий сценарий с познавательными заданиями для детей. Хлопот с организацией таких мероприятий много, но рост мотивации и учебных достижений бесценный. До открытия своей школы Рон Кларк проводил такие тематические дни в рамках только своего класса.

Примите тот факт, что если дети любят вас всё время, значит вы делаете что-то неправильно. Учителя и родители должны устанавливать высокие требования, привлекать детей к ответственности, быть строгими и последовательными. Это не всегда нравится детям, но ученики в этом нуждаются. Это позволяет взрослым заслужить стабильное уважение.

Осознайте, что сердцем школы является учитель. Нанимайте лучших. Главной проблемой системы образования являются низкие зарплаты. Поэтому обычно только худшие выпускники колледжей выбирают карьеру педагога.

Всегда сначала посмотрите, как кандидат в учителя ведёт урок, прежде чем предложить ему или ей работу. Многие директора ограничиваются интервью для найма учителя: это ошибка. Только настоящий урок может показать сущность кандидата. Важно, как учитель взаимодействует с учениками, а не то, как он преподносит учебный материал. Поэтому Рон Кларк не стал нанимать на работу доктора педагогических наук, который был очень умён и образован, но даже не пытался запомнить имена детей. В то же время Рон Кларк предложил должность воспитателя продавцу обуви, с которым случайно познакомился в магазине, когда покупал кроссовки. Этот человек обладает удивительным талантом ладить с детьми.

Мистер Брунер работал продавцом обуви в магазине Nike. Он умеет вдохновлять детей, поэтому его пригласили в АРК.

Расскажите детям историю и символику их дома, школы, улицы, района, города и области.

Помните, что дети многое воспринимают буквально, поэтому взрослые должны разъяснять смысл своих слов. Рон Кларк всегда спрашивает детей, чем они его огорчили (в ситуациях, когда дети его разочаровали). В 90 % случаев дети не могут сказать, что они сделали неправильно. Либо понимают, какие их поступки огорчили учителя, но не понимают, почему это плохо.

Помните, что мелочи могут иметь огромное значение. Небольшие знаки внимания, которые требуют от нас небольших усилий, могут производить на людей колоссальное впечатление.

Давайте уроки для жизни. Например, обучите детей 55 правилам. В АРК за два дня до начала учебного года пятиклассников – новеньких в школе – обучают правилам поведения: как пользоваться шкафчиком, туалетом, кондиционером, книгами, как реагировать на замечания и наказания и многим, многим другим правилам. Благодаря этому первого сентября новички знают, как себя вести в школе.

Окажите максимальную поддержку слабоуспевающим ученикам. В АРК, как и в других частных школах, слабоуспевающих учеников отчисляли. Но потом кандидатам на отчисление стали назначать «второго родителя» – педагога, который был в курсе всех учебных дел ребёнка и ежедневно оказывал помощь ученику для повышения успеваемости. В результате отчислять за неуспеваемость в АРК стали крайне редко. Важна здесь не только академическая помощь, главное, что ребёнок чувствовал персональную заботу.

Позвольте учителям выражать свою индивидуальность через оформление класса, в том числе с использованием разных цветов. Рон Кларк отказался от типового скучного дизайна школы. Ким Бирден пригласила для оформления стен внутри здания всемирно известного художника граффити. Он согласился оформить школу бесплатно, внеся этим свой вклад в обучение детей. Учителя описывали ему своё видение оформления кабинета. Художник смог гениально воплотить их идеи в жизнь. Кабинет истории разрисован как машина времени, другой кабинет как Марокканская деревня, ещё один как город с шоссе, табличками улиц и телефонной будкой. Разумеется, такой антураж вдохновляет не только учителя, который его придумал, но и детей.

Для своего кабинета Рон Кларк придумал ещё «волшебную» дверь. Снаружи она выглядит как шкаф с книгами. Рядом диван, камин, картина, ковёр. Это всё производит впечатления уголка для отдыха и чтения. Но если нажать на секретную кнопку, потянуть за факел на стене или громко сказать портрету дамы на стене «СТРАСТЬ», то шкаф с книгами разъезжается, открывая вход в класс.

По поводу разрисовывания стен, дверей и потолков школ Рон Кларк слышал много возражений. Здесь важно понимать: мы строим школы для взрослых или для детей?

Пусть дети сияют. В Академии Рона Кларка каждую пятницу дети за 30 минут должны придумать музыкальный номер и показать перед всей школой. Поначалу результат очень плохой. Но постепенно уходит страх перед сценой и зрителями, дети становятся уверенными, энергичными и радостными. Ученики привыкают сиять на публике.

Оставьте зависть за дверью. Позвольте молодым, талантливым, любящим образование и детей учителям реализовывать свой потенциал, осуществлять инновации в обучении и воспитании.

Поймите, что вы никогда точно не знаете всё, что происходит в жизни ребёнка. Дети рано научаются делать вид, что у них в жизни всё хорошо. Учителям тоже удобней считать, что дети в благополучной обстановке и ничто им не мешает учиться. Но это ошибка: нередко дети оказываются в трудной жизненной ситуации. Учителя должны это учитывать.

Воспитывайте детей гражданами всего мира. В учебный план АРК входит посещение всех континентов Земли кроме Антарктиды. Учителя и ученики изучают историю, культуру и географию этих государств.

Признайте большую стоимость большой мечты. За всё в жизни нужно платить. Учителя часто просят у Рона Кларка совет на тему, как им открыть свою частную школу. Помимо конкретных рекомендаций Рон Кларк предупреждает, что для реализации такого грандиозного проекта нужно построить алтарь и принести себя на нём в жертву. Даже через пять лет после открытия АРК он работает часто без отдыха: обязанностей очень много. Для открытия своей школы пришлось пожертвовать хобби, общением с друзьями и родственниками, походами в кино, но самое главное – душевным покоем.

В ноябре 2017 года на вечере сбора пожертвования Опра Уинфри объявила о передаче АРК 5 миллионов долларов. Рон Кларк заплакал. В сумме с пожертвованиями других людей они собрали 12 миллионов долларов за 1 день. Этих денег хватит на функционирование школы в течение четырёх лет. Это значит, что некоторое время он может спать спокойно, не опасаясь за судьбу школы.

В ответ на заявление Опры Уинфри о пожертвовании АРК 5 миллионов долларов Рон Кларк заплакал.

Ведите системную работу по привлечению спонсоров. Выражайте максимальную признательность самому мелкому пожертвованию: ваша благодарность может мотивировать людей отдавать больше.

Если у вас есть спонсоры, то упорно трудитесь для их удержания. АРК предпринимает максимальные усилия для установления персональных связей с благотворителями. Их приглашают на день благодарности спонсорам, на котором они обедают вместе с учениками и из их уст узнают, чему дети научились и как Академия Рона Кларка повлияла на их жизнь. Спонсорам отправляют почтовые карточки из разных стран, которые посещают ученики. На день рождения спонсоров дети поют песню «Happy Birthday» и отправляют именинникам видеозапись. Также спонсоров привлекают в качестве волонтёров для реализации проектов АРК, благодаря чему они вовлекаются в исполнение миссии школы не только на финансовом уровне, но и на эмоциональном.

Отправляйте благодарственные письма, которые разрисованы вручную, красочны и грамматически правильны. Ни в коем случае нельзя благодарить спонсоров обычными печатными письмами. Благотворители АРК ежемесячно получают уникальные открытки, нарисованные детьми. Благодарность должна быть эмоциональной.

Если вам нужен совет, попросите деньги. Если вам нужны деньги, попросите совета. Главное в отношениях со спонсорами сами отношения. Рон Кларк на первой встрече с благотворительными фондами не просит денег – он просит совет: какой должна быть школа, чтобы фонд выделил для неё денег, какие условия нужно выполнить, чтобы получить финансирование. Выполняя пожелания спонсоров, Рон Кларк укрепляет отношения и в конечном счёте получает финансирование.

Сделайте выпускной вечер особенным.

Автор Кирилл Карпенко,
искусствожить.su

Оставить комментарий